Авторы: Борис Цацулин, Анжелика Демина
Редактор: Вероника Рис
Для многих людей сам факт страданий из-за еды может показаться странным. Но не стоит его недооценивать — если проблема существует, значит, на то есть причины и условия, эту проблему создавшие. Травматический опыт, тревога, стресс — всё это находит свой выход через злоупотребление.
Зависимость от еды? Болезнь? Расстройство пищевого поведения? Звучит сомнительно…
Дополнительные материалы и источники доступны на сайте проекта CMT — Научный подход
Но просто почитайте истории живых людей в комментариях к новому выпуску Цацулина Бориса о компульсивном переедании. Вы поймете, почему эта тема табуирована настолько, что многие даже не подозревают о наличии у себя реального расстройства.
Как себя проверить? Мы писали о симптомах, диагностике и признаках компульсивного переедания. Рекомендуем почитать!
Причины. Стресс (1/3)
Один начинает курить, другой — много пить, третий — употреблять наркотические вещества, а четвёртый — много есть. Но если от курения можно отказаться, например, не покупая сигареты, то без еды долго прожить не получится. Это базовый процесс для выживания. Если в нём есть патологические нарушения, рано или поздно это начнёт оказывать влияние на все сферы жизни. Поэтому множество современных исследований подчёркивает важность диагностирования и лечения РПП.
История с КП может развиваться, например, по такому сценарию: обычное переедание, вызванное депрессией, тревожностью или стрессами, образует спасательный паттерн поведения. Поглощение вкусной пищи даёт выброс «приятных» нейромедиаторов, и мозг начинает воспринимать это как наиболее доступный способ справиться с проблемами. Если в случае негативных переживаний человек всё чаще и чаще обращается к еде, со временем это закрепляется и превращается в полноценное расстройство.
Этот механизм возникновения зависимости очень схож со многими другими веществами и паттернами, например, с курением. У нас на канале есть ролик о никотине и зависимости.
Причины. Стандарты (2/3)
Мы любим сравнивать себя с другими, а потом разочаровываться, если у другого есть то, чего нет у нас. Желание быть принятым социумом, быть «не хуже», частью «стаи», отчасти реализуется через стремление соответствовать образам и идеалам.
А что во многом определяет внешний вид человека? Правильно — еда!
Как правило, люди с РПП имеют более низкую самооценку и неудовлетворенность своим телом. Люди, страдающие анорексией и булимией убеждены в том, что они весят слишком много.
Среда и поведение окружающих здесь играют важную роль. В исследованиях отмечается, что вероятность заработать пищевое расстройство коррелирует с наличием насмешек по поводу внешнего вида человека.
Важно отметить, что многие из тех, кто страдает компульсивным перееданием, имеют лишний вес. Нередко это обретает циклический характер: чем больше стресса, тем больше еды, тем больше веса, что ведёт к стрессу и так далее. И цикл сложно разорвать, ведь общество часто клеймит людей с лишним весом — к ним относятся предвзято, они часто сталкиваются с предрассудками и дискриминацией. Даже на бытовом уровне человек с лишним весом представляется нам как ленивый и безынициативный. Простые штампы ведут к сложным последствиям.
Соцсети, кстати, подливают масла в огонь. Например, есть исследование, которое говорит, что использование инстаграма связано с усилением симптомов нервной орторексии. Люди листают ленту, наполненную многочисленными аккаунтами крайних зож-адептов и идолопоклонников авокадо, и делают из их порой сомнительных советов настоящую догму. И часто перебарщивают с диетами.
Особенно опасны «жёсткие» диеты, после которых могут наблюдаться признаки пищевых расстройств. Наша психика любит стабильность — регулярные и полноценные приёмы пищи необходимы для здорового функционирования мозга и других органов.
Если мы питались нормально, а потом резко урезали калорийность, организм воспримет это как стресс — дефицит питательных веществ ведёт к переходу в «экономный» режим существования. Какое-то время эта схема работает, но рано или поздно наступает «срыв». Тело хочет компенсировать все дефициты, и это может обернуться нарушением восприятия пищи и РПП.
Причины. Генетика (3/3)
Третий элемент пищевых расстройств — генетика. Но с генетическими исследованиями всё непросто. На текущем уровне развития генетики и методов исследования отделить влияние внешних факторов от генетических предрасположенностей представляется маловероятным, учитывая, насколько сложна связь между экспрессией генов, поведением и влиянием окружающей среды и социума.
Есть гипотеза, объясняющая зависимое поведение через активность некоторых нейромедиаторов: дофамина, серотонина и норадреналина. Специфика работы нейро-метаболизма — передаваться по наследству, и, в теории, способствовать развитию различных психических заболеваний и расстройств, включая РПП.
Что делать?
И здесь кроется хорошая новость: в 2016 году исследователи обнаружили, что люди, страдающие компульсивным перееданием, более адекватно оценивают своё «реальное» и «ощущаемое» тело, в сравнении с людьми, страдающими булимией или анорексией, у которых наблюдается ярко выраженное когнитивное искажение образа тела.
В целом у пациентов с компульсивным перееданием убеждения относительно образов своего тела и принимаемой пищи легче поддаются перестройке, чем у пациентов с булимией и анорексией.
Для тех, кто вопрошает «что делать?», мы подготовили эксклюзивный перевод и адаптацию методики самопомощи при КП от профессора психиатрии из Оксфорда, которые будут опубликованы в ближайшее время. Все материалы будут доступны на Youtube, на сайте проекта CMT — Научный подход и во всех наших соцсетях.
Не пропустите и будьте здоровы!