— Скажите, святой отец, как же так? Я вот не пью, не курю, блюду свой моральный облик. Работаю как вол. Неужели я неправильно живу?
Священник вздыхает.
— Правильно, сын мой. Но Зря…
Шутка юмора, но в каждой шутке есть доля правды.
Выводы из исследований приведенные ниже, не означают, что нет никакой разницы, между тем будете ли вы контролировать диету, композицию тела или будете вести разгульный и беспорядочный пищевой образ жизни, нося на своих костях избыточный вес и спонсируя гиподинамию, получая при этом сопутствующие проблемы со здоровьем.
Тут скорее наоборот, разумный контроль над употребляемыми калориями, макро- и микро- нутриентным составом питания, двигательной и тренировочной активностью, эпизодические ограничения калорий, с большей долей вероятности, позволят вам значительно улучшить качество жизни, показатели здоровья и пр.
И даже, может быть, на фоне всего этого, получиться поиметь некоторое увеличение продолжительности собственной жизни, но явно не стоит переоценивать эффект от «ограничения калорийности», «аутофагии», «отказа от продукции трупоперерабатывающей промышленности» и прочих модных веяний (которые чаще всего, по сути обычные мнения мозга), на увеличение общей продолжительности собственной жизни (и опять же, ее качество). Да, безусловно, 1-2 дополнительных потенциальных года жизни, это часто лучше чем их отсутствие, но увы и они, картину в большинстве случаев меняют не глобально. ИМХО.
Исследования, кажется, поддерживают тезис о положительном эффекте ограничения калорийности на продолжительность жизни у человека (Heilbronn & Ravussin, 2005; Holoszy & Fontana, 2007; Meyer, Kova´cs, & Ehsani, 2006;Redmann, Martin, & Williamson, 2008, Fontana & Klein, 2007, Heilbronn, deJonge, & Frisard, 2006). Но вероятно, что имеющаяся специфика, характерная для человеческого вида, свидетельствует в пользу того, что ограничение калорий имеет лишь незначительное воздействие на максимальную продолжительность жизни.
Увеличение продолжительности жизни человека ввиду таких манипуляций, может находится в диапазоне 2.1-6.8% от общей продолжительности жизни (расчет на основе демографических данных японского населения); для мышей, ограничение калорийности может увеличить продолжительность жизни гораздо больше, до 67,5% от среднего уровня (Phelan & Rose, 2006).
Используя уравнения прогнозирования, полученные на основе приведенных данных полученных на грызунах, мы можем предположить, что ограничение калорий на уровне 20% может позволить продлить жизнь человека в среднем на ~5 лет, при условии, что постоянный дефицит будет соблюдаться с 25-летнего возраста, и будет поддерживаться на протяжении следующих 52 лет. Однако, если постоянное ограничение калорийности было введено после достижения 55 лет, и будет поддерживаться в течение следующих 22 лет, то это может позволить увеличить продолжительность жизни всего на 2 месяца.
Znatok Ne: только не забываем, что это просто экстраполяция с грызунов на людей, т.е. допущение и обычное предположение, которое по сути, в большинстве случаев, имеет мало отношения к реальному положению вещей.
Попытка контролировать длительные периоды ограничения калорий у людей, часто связано с проблемами технико-экономического обоснования для проведения долгосрочных исследований по причине недисциплинированности испытуемых в плане соблюдения диеты: так, вместо поддержания требуемого 20%ного дефицита калорий, участники одного из исследований придерживались лишь ~11%ного дефицита (Racette and others 2006).
В ответ на поставленный нами вопрос, может ли ограничение калорий увеличить продолжительность жизни человека? Мы полагаем, что, хотя данные полученные на грызунах и приматах, указывают на возможность увеличения продолжительности жизни, благодаря ограничению калорийности, но метаанализ этих данных свидетельствует в пользу того, что интенсивность и продолжительность ограничения калорийности (речь про дефицит на постоянной основе в пределах 30% до 50%), необходимые для индуцирования сравнимых эффектов у человека, вероятнее всего, не подходят для большинства людей.
При этом, эпидемиологические исследования, безусловно, поддерживают идею о том, что ограничение потребления калорий, которое не связано с существенным дефицитом необходимых макро и микронутриентов, оказывает положительное влияние на качество жизни и показатели здоровья в возрастом.
Естественное/ вынужденное ограничение калорий наблюдаемое в различных человеческих популяциях, как правило, ассоциируется с недостатком белка и жизненно необходимых микроэлементов, сокращением продолжительности жизни, задержкой полового развития (13), пониженным уровнем производства гонадальных стероидных гормонов у взрослых (14, 15), подавлением функцией яичников (16), нарушениями лактации (17), проблемами с зачатием, беременностью и деторождением (18), а также нарушениями иммунной функции (19, 20) и негативными психологическими последствиями (21).
Однако различные исследователи по-прежнему скептически относятся к возможной эффективности ограничения калорий для продления современной продолжительности жизни человека (73). Например, Шэнли и Кирквуд (Shanley and Kirkwood) заявляли, что реакция на ограничение калорий даже среди животных имеет различное происхождение, и мы не можем ожидать аналогичных результатов при экстраполяции реакций выявленных в модельных организмах, и в организме человека (80).
Фелан и Роуз (Phelan and Rose) отмечают, что крупные млекопитающие могут реагировать менее интенсивно на ограничение калорийности, по сравнению с малые (81). Отчасти это объясняется тем, что мелкие млекопитающие выделяют большую часть своих ресурсов для целей воспроизводства, и в условиях ограничения питания, это качество может быть эффективно перераспределено на поддержание текущего жизненного состояния и увеличение продолжительности жизни. Соответственно, увеличение продолжительности жизни, наблюдаемое у мышей, может не наблюдаться у крупных млекопитающих, таких как люди.
Между тем, Ле Бург (Le Bourg) утверждал, что ответные реакции характерные для состояний подобных ограничению калорийности были бы полезны для небольших популяций млекопитающих, поскольку для них, как правило, миграция на большие расстояния, по сути, не представляется возможной и не характерна, что ограничивает их возможности в поиске необходимой пищи для выживания (82). В отличие от мелких млекопитающих, крупные млекопитающие могут более свободно мигрировать в периоды нехватки пищи и голода, и соответственно, потенциальная польза ограничения калорийности для таких млекопитающих, не может быть оценена объективно.
Evolution of human longevity uncoupled from caloric restriction mechanisms. Zhao G et.al.
PLoS One. 2014 Jan 6;9(1): e84117. doi: 10.1371/journal.pone.0084117. eCollection 2014.
В отличие от большинства лабораторных грызунов, для выведения которых, чаще всего используются близкородственные связи (инбридинг), большинство колоний приматов и людей, имеют более широкое генетическое разнообразие. И соответственно, как и у приматов, так и у людей, наблюдается индивидуальная изменчивость в пищевом поведении, составе тела, показателях в сыворотке крови и рисках заболеваний. Эти факторы, накладывают свой неоднородный отпечаток на те ответы, которые вызываются ограничением калорийности.
Если опустить, миллион факторов, оказывающих влияние на продолжительность жизни каждого индивида человеческого пола (т.к. не получиться достоверно установить и предугадать, сколько проживёт сложный организм (будь, то грызуны, обезьяны или человекообразный) в реальных условиях среды, с перееданием или без оного. Тут же вот еще вскрывается какой парадок.
Если находится с младых лет в 20% постоянном дефиците, то человек в любом случае будет иметь недостаток микро и макронутриентов, необходимых для нормального развития и поддержания текущих жизненных процентов… радеющие за «аутофагию» и «ограничение калорийности» во имя увеличения продолжительности жизни, часто являются сторонниками подхода в минимизации потребления белка, особенно животного происхождения.
Т.е. дефицит, недостаток питательных веществ, витаминов, минералов, недостаток полноценного белка, не позволит обеспечить рост мышечной массы, дефицит которой, становится так критичен с возрастом, особенно когда в дверь скребется Саркопения, и риски смерти от всех причин при этом возрастают существенно, но об этом всем конечно можно говорить, при условии, что до «беззаботных альцгеймерносаркопенистичных годов» удастся дожить, т. к. если находится в постоянном дефиците в 20%, то через условно год-два, ИМТ такого стремящегося к бессмертию, подойдет к отметке ниже 18.5 кг/м2., а там риски смерти от всех причин вырастают по экспоненте.
Данный материал был опубликован в блоге Дмитрия Пикуля, 27.12.2017.