Социальное обучение в сочетании с флуоксетином сделало из враждебных крыс добряков. У крыс, как и у людей, детские потрясения нередко ведут к абнормальной агрессивности во взрослом возрасте. Одна из самых явных причин – социальная изоляция или отвержение в сенситивный детский период. Это когда мозг чрезвычайно пластичен.
Логично было бы предположить, что поместив такую уже взрослую крысу в уютную и добрую стаю сородичей, враждебность уйдет под влиянием нового опыта. Но это плохо работает: крысы склонны вновь нападать при малейшем изменении обстановки. Что-то похожее у людей: групповые занятия по управлению гневом не так эффективны, как хотелось бы.
Стойкость агрессии можно объяснить тем, что сенситивный период закончился и отклик мозга на новый опыт слабый. То есть конфигурация, полученная в детстве, сохраняется. Например, низкая экспрессия Bdnf в амигдале и инфралимбической коре (ИК). Плюс, похоже, важна связь вентральный гиппокамп-ИК. Чем она прочнее, тем лучше животное контролирует агрессию: проекции нейронов гиппокампа там конкурируют с проекциями других лимбических структур и таким путем модулируется агрессия.
В новом исследовании снижали агрессию через социальное обучение и флуоксетин. Это антидепресант, который недавно заподозрили в том, что он заново открывает (хотя бы немного) сенситивный период. Только флуоксетин или только ресоциализация враждебность сильно не снижали. Крысы все равно нападали чаще и кусали в уязвимые места (шея, голова – крысы умные и не хотят причинять сильные повреждения сородичам, а только обозначить место в иерархии).
А вот препарат плюс ресоциализация враждебность убрали. И уровни bdnf-trkb сигналинга восстановились и связь гиппокамп-ИК лучше заработала. В общем, пример того, как психофармакология может хорошо работать вместе с психотерапией.
Данная статья была опубликована в блоге «Без Фрейда, к сожалению», 23.12.2017