О навязчивых мелодиях

Наука Читать 5 августа

Практически каждый сталкивался с ситуацией, когда в голове начинает играть навязчивая мелодия, которую слышал накануне.

Авторы этого исследования заинтересовались феноменом "навязчивых мелодий" и решили изучить, от чего зависит станет ли услышанная мелодия навязчивой или нет. Для этого они провели в общей сложности три эксперимента и два опроса.

Для начала чтобы изучать такого рода явления, нужно научиться их индуцировать в лабораторных условиях. Авторы давали послушать три хорошо известные испытуемым мелодии (испытуемых просили оценить знакомость мелодии, насколько она им нравится и ещё кучу разных параметров), а потом давали решать задачки (или лабиринтные, или Судоку, или анаграммы). После этого спрашивали, играла ли какая-то мелодия у испытуемых в голове во время решения и если играла, то какая. Ну а потом через день спрашивали, играла ли какая-то из трёх мелодий у них в голове в течении дня.

Оказалось, что чаще всего навязчивыми мелодиями становятся те, которые нам больше нравятся. Однако навязчивость не зависит от жанра мелодии.

При этом вероятность того, что мелодия станет навязчивой зависит от количества доступных когнитивных ресурсов, то есть если им давали довольно сложные задачи и перегружали их этим, вероятность того, что у них будет играть навязчивая мелодия была выше.

К тому же на навязчивость мелодии влиял также порядок предъявления. Третья мелодия (то есть последняя) становилась навязчивой чаще остальных. Помимо этого они хотели реплицировать эффект Зейгарник, иногда прерывая третью мелодию, но реплицировался у них он что-то с переменным успехом.

Забавно, что в качестве стимульного материала были использованы песни Битлз, Тейлор Свифт, Леди Гаги и Бейонсе. Странный наборчик.

Автор: Никита Логинов.

Источник: https://vk.com/wall4336799_1233

12. Hyman, I. E., Burland, N. K., Duskin, H. M., Cook, M. C., Roy, C. M., Mcgrath, J. C., & Roundhill, R. F. (2013). Going gaga: Investigating, creating, and manipulating the song stuck in my head. Applied Cognitive Psychology, 27(2), 204–215. http://doi.org/10.1002/acp.2897

Поделиться
Отправить
Опубликовал Максим Петраков

Авторизация

Авторизовавшись, вы сможете задать интересующий вас вопрос или приобрести товары в интернет–магазине.