Обилие информации, социальное влияние, эмоциональное состояние, индивидуальное особенности восприятия и мозговой деятельности открывают нараспашку двери огромной армаде когнитивных искажений. Искажения — словно зеркала в зеркальном лабиринте, то и дело сливаешься «в страстном поцелуе» с очередным отражением.
Эффект Даннинга-Крюгера (суть — «…люди, имеющие низкий уровень квалификации делают ошибочные выводы…»), вкупе с иллюзорными корреляциями рождают на свет химер, становящихся стереотипами, мифами.
То и дело мелькают ТОПы с десяткой, пятнашкой, двадцаткой винных мифов — о дороговизне хорошего вина, происхождении розового (странно, что к оранжевому претензий нет), о строгом сочетании вин с блюдами, о типах пробки, о выемке в бутылке, возрасте, о превосходстве биовин, о «сульфитах», и т. д. и т. п.
Ну и конечно — «порошковая» родословная вин. Словно бездарно экстраполировали ее с золотых ярлыков сухого молока, яичного и какао-макао порошков, шедевров пищевой промышленности в виде Юппи-Зука-соков.
Совершенно не собираюсь опровергать миф и с пеной у рта доказывать существование иной «безпорошкововинной» вселенной. Интересно найти тот злосчастный «женьшеневый корешок», от которого есть пошел слушок о порошковой винной братии.
Переработка отходов винодельческого производства — виноградных выжимок (отпрессованные гребни, семена, остатки мезги) в расчет не принимается. Так делают энотанин, разрешенный к применению в виноделии в ряде случаев. В СССР еще с 1950-х годов разрабатывались разные способы его выделения. Возможно, что вплоть до наших дней не прекращаются попытки с новыми подвыподвертами выделить его из отходов виноделия.
Уж кто-кто, а Ее Величество Международная организация винограда и вина (МОВВ, OIV), Светоч и Духовный путеводитель Евровиноделия имеет интересный раздел в составе книжицы International Oenological Codex — «Oenological tannins ins N181», одобренный в 2008, 2009 годах. Дозволяет использование данного препарата виноделии.
Но, добавив водички со спиртом, вино, к счастью, из него не получишь. Так, язык продубить и ротовую полость понасиловать. Тем не менее, тот же порошок.
В первом приходящем на ум источнике знаний Всея интернета — Википедии есть занятная статейка «Порошковый алкоголь» или ее расширенная вариация в английском исполнении «Alcohol powder». Речь в них о порошочке полисахарида — циклодекстрина, который способен поглощать этиловый спирт. К слову, это не единственная способность циклодекстрина. С таким же успехом он борется с неприятными запахами в составе аэрозолей, пряча к себе за пазуху вонючие молекулы.
Подергав за ниточки о порошковом алкоголе всплываю в начале 1970-х аккурат рядом с японо-американским тандемом. И их креативными идеями на сии алкогольно-порошковые чуда, суть которых — растворимые в воде порошки дектринов/циклодектринов, пропитанные вдоволь спиртом для создания алкогольных напитков в стиле «Просто добавь воды».
Собственно, вот здесь идейки расписаны:
— Preparation of an alcoholic dry beverage powder (1969 год, патент US3436224, заявитель — американец);
— Process of manufacturing alcohol-containing solid matter (1974 год, патент США 3786159, заявители — японцы);
Alcohol containing powder (1974 год, патент США 3795747, заявители — американцы);
— Preparation of an alcoholic-containing powder (1974 год, патент США 3821433, заявители — американцы);
— Alcohol-containing dextrin powder (1976 год, патент США 3956509, заявители — американцы);
— Preparation of alcohol-containing powders (1984 год, патент США 4454165, заявители — японцы).
Ну и апофеоз 2001 года от немцев — Process for the production of a wine powder (патент США 6177123). С благими целями естественно. Для расширения вкусо-ароматической гаммы блюд и использования в соусах, супах.
Интересно, американцы-японцы сами догадались, или им кто «подсказал»? Ведь во многих странах мира существовали и существуют свои патентные базы. Что ж, копать, так копать.
Покурив литературку времен Советов, можно американцам немножко Трамп-ам-ам устроить. Вуаля, в яблочко!
Идейки 1939–1940 годов, оформленные документально в 1941 году, аккурат через неделю после июльского вероломного утреннего вторжения:
— Способ проготовления концентрата алкогольных изделий (авторское свидетельство СССР 59567);
— Способ изготовления концентрата (таблеток) алкогольных изделий (авторское свидетельство СССР 59570).
В этих рационализаторских предложениях для поглощения этилового спирта лоббировалась сахарная пудра в смеси с глюкозой (несмотря на то, что циклодекстрины были открыты в 1890-х и активно исследования в начале 1900-х). Но суть — та же. Плюс к пудре вкусняши в виде фруктово-ягодных экстрактов, винной кислоты, красителя, ароматических веществ, доведенные до консистенции пудры. Сие творение уже ближе к «порошковому» вину, правда со вкусом ягодной наливки.
Стало быть, существовал в природе огонек, от которого дым порошкового мифа до сих пор витает. Хочется верить, что на генетическом уровне ДНК населения нашей страны он не пропитал.
Коллаборации и коворкинги, креативные идеи, вылившиеся в патенты, авторские свидетельства, изобретения. Похвально, конечно же. Однако существует еще один специфический момент.
В СССР в почете был гигантизм, захлестнувший в том числе многие производственные сферы. Виноделие не исключение. Совершенно нормальным, в порядке вещей было строительство заводов-миллионников (выпуск продукции в миллионах единиц — литров, бутылок) в черте крупных городов, удаленных на тысячу километров от зоны виноградарства.
Цистерны с вином через полстраны? Да не вопрос! Давай, Карл! Вези, не телись. Качество? Где ты, подлец, словей таких нахватался?! Пипл сдринкает. Советскому люду капиталистические ароматы не нужны!
После распада страны эти крупные заводы остались не у дел, сырья-то нема для загрузки мощностей. Плюс отделился в самостоятельную единицу филиал Научно-исследовательского института «Магарач», расположенный в Москве. Стал отдельной структурой — ВНИИ напитков (ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности).
В угоду заводам или по иным причинам в начале-середине 1990-х институтские функционеры стали «жечь» и «песать исчо» — рождать на свет нормативные документы, ГОСТы, позволяющие таким предприятиям-монстрам выжить за счет выпуска… Та-дам! Винных напитков (ГОСТ Р 51159–98 «Напитки винные. Общие технические условия»). Ничего личного, просто бизнес. Традиционное, кошерно правильное виноделие по боку. Естественно, работы по разработке таких документов финансировались государством, утверждали их профильные государственные структуры.
Что за зверь «винный напиток»? Жуткая мешанина вина, спирта, сахара, ароматизаторов и прочей фигни, пусть и натуральной. Пусть и часть ингредиентов в виде порошочков. В устаревшем недействующем ГОСТе (ГОСТ Р 51159–98. ровно как и в новом ГОСТ 31729–2015) можно глянуть весь «дозволенный» состав. Разумеется, есть и сыпучие ингредиенты, как же без них родимых. Конечно, себестоимость такого «продукта» не ахти, слезы, но экономически предельно выгодна, населению доступна.
Для их производства нужна была только утвержденная технологическая инструкция, которая, то есть которые утверждались в бешенных масштабах. Результат — полки были наводнены всякими околовинными выпердышами. Само вино завуалировано громким и броским названием «Брачное ложе», «Складка живота», «Медвежий хвост» и прочий креатифф. Единственной возможностью отличить поделки был поиск заветного мелкого текста на контрэтикетке или этикетке «ГОСТ 7208–93» (который запрещал производство мешанины и регламентировал производство натурального виноградного вина).
Винный напиток конечно же не вино, но адепты сект воднотазиковых и содово-глицериновых проверок качества вина вполне могут воспринять такой э-э-э… продукт за вино российского производства. Потом плеваться на весь юг России и Крым вместе взятые, и бегать за Молдовой, Грузией в винном воплощении.
Пока заводы шарашили винные напитки, думское собрание мяло сисебумаги с версиями и вариациями закона о вине. Законодательный ландшафт виноградарско-винодельческой отрасли до сих пор далек от совершенства. Зато ГОСТо-сага о винных напитках регулярно обновлялась — в 2012 и 2015 годах. Правда уже под другим номерочком — ГОСТ 31729–2015. Так и продолжает жить и прелестно себя чувствовать возможность околовинной миксологии и виде напитков на основе вина. И еле-еле, скрипя как телега, пробиваются документы, регламентирующие производство вин как выразились в нашей стране «защищенных/контролируемых наименований места происхождения». Чистый этиловый спирт надо же куда-то пристроить, помимо водок, настоек, наливок. Не все в один боярышник вливать.
Существование таких документов, вкупе с зеленым светом от государства на производство шняги, вгоняют гвозди в пытающееся подняться и начать самостоятельно ходить виноделие. А тонкие струйки слухов относительно производства данной «продукции» создают извращенное мнение у населения, формируют извращенное понимание вина, с которым потом приходиться бороться годами, тратя силы и время на объяснения и разъяснения.
Автор: Михаил Бодорев
Данная статья была опубликована в блоге «Winescience».