Александр Сергеев рассказывает о проверке информации, правилах общения с научными фриками и их последователями, а также о том, как развивается российское сообщество популяризаторов науки.
На сайте фонда «Эволюция» размещена предварительная программа второго Слёта просветителей, на котором соберутся для обмена опытом профессиональные популяризаторы науки.
В программе — мастер-классы, дискуссии, разбор проблемных кейсов и стендапы с участием слушателей. Речь на них пойдёт о том, какая мера упрощения допустима при работе с научной информацией, какие форматы представления научного контента существуют в разных медиа, как выстраивать взаимодействие с аудиторией, партнёрами, спонсорами и экспертами.
Слёт просветителей состоится 4 ноября в Москве.
В преддверии события Александр Сергеев, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН, основатель Клуба научных журналистов и соорганизатор первого Слёта просветителей, ответил на наши вопросы о важных для популяризации науки вещах.
Как разговаривать с человеком, который уверен, что ВИЧ — выдумка, что наши человеческие предки никак не могли построить пирамиды, а «учёные не знают всего»? Что делать, если вашему ребёнку в школе рассказывают о телегонии? Как объяснить детям, почему книге «Сенсационная история лунной цивилизации» не нужно доверять, если написанному там верят даже некоторые взрослые? Можно ли говорить о том, что процесс популяризации науки в России идёт успешно, и что делают активисты, чтобы расширять аудиторию?
Борьба со лженаукой — серьёзное и перспективное дело?
Комиссия РАН по борьбе с лженаукой была создана по инициативе нобелевского лауреата академика Виталия Гинзбурга. Думаю, это отвечает на вопрос о том, пристало ли серьёзному ученому бороться с лженаукой.
Конечно, лженауку нельзя победить раз и навсегда. Преступность и болезни тоже нельзя полностью искоренить. Но вряд ли кто-то скажет, что полиция и врачи борются с ветряными мельницами. Кстати, первый председатель Комиссии академик Эдуард Кругляков говорил о лженауке как о новом виде организованной преступности.
Лженаука существует в области интерфейса между наукой и обществом.
Лженаука существует в области интерфейса между наукой и обществом. Она искажает представление о науке и её результатах, приводя к неэффективным решениям на всех уровнях — от семейного до государственного, а также создает условия для преступности. Каждый сам решает, сколько сил он готов потратить на противодействие этим искажениям.
Лично я считаю, что в основе своей это должна быть общественная деятельность, однако ей совершенно необходима поддержка в лице профессиональных учёных. Однако далеко не все учёные готовы заниматься популяризацией науки, а тем более борьбой с лженаукой, которая требует рутинно опровергать и разъяснять элементарные вещи. Поэтому общество должно очень высоко ценить и поощрять тех немногих ученых, которые готовы для этого отрывать время от своих исследований.
Александр Панчин и другие популяризаторы науки на Слёте просветителей.
(источник: evolutionfund.ru)
Как вести диалог с адептами лженаук?
Для того чтобы правильно выстраивать взаимодействие с людьми, страдающими лженаукой, надо понимать, что лженаучные идеи представляют собой заразные меметические установки. Соответственно подходы нужно искать скорее в области врачебной этики, и главный принцип тут — не навреди.
Надо учитывать, что сторонники лженауки делятся на три большие категории: тех, кто интересуется лженаучными идеями; тех, кто уже убежден в них; и тех, кто активно их распространяет и навязывает. В первом случае работают научные аргументы и доказательства, но они не должны быть сложными, скучными или навязчивыми.
Простые ясные примеры с крупицей юмора служат хорошей прививкой от склонности к лженауке. Неопределившиеся — это самая важная аудитория в деле борьбы с лженаукой.
Во втором случае, когда твёрдое лженаучное убеждение уже сложилось, спорить и предоставлять доказательства надо с большой осторожностью. Часто они лишь усугубляют ситуацию, поскольку люди, убежденные в лженаучных представлениях, склонны к защитной реакции и воспринимают попытки их переубедить, особенно в публичной дискуссии, как агрессию. Делать прививку заболевшему человеку уже поздно. Лучше мягко игнорировать его доводы, создавая впечатление, что склонность к ним скорее снижает его социальный статус, нежели привлекает внимание. В личном общении можно порекомендовать хорошую научно-популярную книгу.
Наиболее сложный случай — это активные распространители лженаук. Через них лженаучные мемы передаются другим людям. Особенно вредно, когда такой распространитель занимает позицию журналиста, врача или учителя, то есть имеет широкую аудиторию. В этом случае с ним можно вступать в полемику, но не в расчёте переубедить его самого, а с целью повлиять на неопределившихся людей в его аудитории. Если же аудитория вполне лояльна к своему гуру, от дискуссии всё же лучше уклониться, поскольку она не поможет делу.
Как отличить научную книгу от лженаучной?
Основной признак лженаучной литературы — претензия на опровержение общепризнанных научных представлений. Несмотря на то, что наука очень быстро развивается и порой меняет свои представления по отдельным вопросам, все эти процессы протекают внутри научного сообщества и обсуждаются в узкоспециальной литературе. В научно-популярных книгах освещается актуальное положение дел в науке, но никогда не ведется научная полемика.
Автор, который не нашёл признание в профессиональной научной среде и пытается в обход неё убедить в своих идеях непрофессионалов, действует неэтично и, скорее всего, занимается лженаукой.
Конкретные признаки лженаучных книг довольно разнообразны: сенсационное название, конспирологические намеки, обещание решить глобальные или фундаментальные проблемы, использование маркерных выражений (например, «официальная наука»), отсутствие информации об авторе или его принадлежность к различным альтернативным академиям, отсутствие ссылок на научные публикации и так далее.
Подробнее обо всём этом можно прочитать в статье редактора научно-популярного портала «Антропогенез.ру» Александра Соколова «Как отличить лженаучную книгу от научной?».
Книжные прилавки на Слёте просветителей.
(источник: evolutionfund.ru)
Как научиться проверять информацию?
Прежде всего, надо приучить себя обращать внимание на метаинформацию, то есть на информацию об информации. Всегда смотрите, где появилась публикация, кто автор, какова его специализация и репутация, на какие источники он ссылается и кто ссылается на него.
Только если по этим метаинформационным критериям серьезных сомнений нет, появляется смысл тратить время на изучение сообщения по существу: насколько радикальны и безапелляционны делаемые утверждения, есть ли у них независимые подтверждения, соблюдена ли логика в изложении, не просматриваются ли в ней признаки когнитивных искажений или намеренных манипуляций.
Помните, нет такой проверки, которая гарантировала бы достоверность информации.
Мы можем лишь до разумных пределов снизить вероятность ошибки или фальсификации. И кстати, это относится не только к чужой информации, но и к вашим собственным идеям и впечатлениям.
Как быть, если в школе ребёнку рассказывают антинаучные вещи?
Прежде всего, нужно быть к этому готовым, потому что такое может случиться. Учитель — одна из самых массовых профессий, и многие учителя подвержены влиянию лженаук. Поэтому если вы обнаружили, что кто-то из учителей сообщает вашим детям лженаучные сведения или избегает сообщать научные (например, не излагает теорию эволюции), нужно принимать меры.
Во-первых, надо самому дать необходимые разъяснения или отправить ребёнка на хорошую просветительскую лекцию по данному вопросу, а во-вторых, обратиться к учителю (и при необходимости к директору школы) с просьбой придерживаться школьной программы.
При всех недостатках школьных программ в них пока лженаука практически не проникла. Вы имеете право требовать, чтобы в школе не было пропаганды лженаучных идей.
Фото со Слёта просветителей 2016.
(источник: evolutionfund.ru)
Сегодняшняя популяризация науки — действительно массовое просвещение или клуб по интересам для тех, кто и так просвещён?
В сообществе просветителей говорят о проблеме «проповеди для обращённых». Действительно, многим ученым приятнее работать с подготовленной, понимающей аудиторией. Для работы с широкой публикой нужен особый профессионализм, которым специалисты часто не обладают.
Однако проблема эта уже осознана — ей, например, была посвящена целая секция на «Слёте просветителей», организованном в прошлом году фондом «Эволюция». И дело не ограничивается разговорами. Постоянно появляются новые жанры, доносящие научно-популярный месседж до всё более широкого круга людей.
В качестве примеров можно назвать многочисленные научно-популярные видеоблоги и паблики в соцсетях, научные бои Science Slam, акции по самопроверке научных знаний, такие как «Всероссийская лабораторная» или контрольная ЧТД «Яндекса». Много волонтерских проектов, которые организуются людьми, которые достаточно «прокачались» на продвинутых просветительских мероприятиях вроде форумов «Учёные против мифов». Так что постепенно просветительское движение набирает силу и расширяется.
Но, конечно, пока голос «коллективного РЕН ТВ» звучит громче и доходит до большей аудитории. Предстоит ещё большая работа.
Автор: Алиса Загрядская
Опубликовано в журнале «NEWTONEW», 10.10.2017