1. Главная /
  2. Здоровье /
  3. Как работа дорожных психологов поможет сократить количество ДТП в России

Как работа дорожных психологов поможет сократить количество ДТП в России

Здоровье | 31 октября 2018

Автор: Юлия Ахмедова

Данная статья была опубликована на сайте «Такие Дела», 24.10.2018.

Согласно данным ГИБДД, в первой половине 2018 года на российских дорогах произошло около 70 тысяч ДТП. В них погибли почти семь тысяч человек, пострадали — 88 тысяч. Большинство происшествий произошло из-за нарушения ПДД самими водителями. По вине нетрезвых автомобилистов произошло пять тысяч ДТП, в них погибла тысяча человек.

Сегодня в России работа со злостными нарушителями правил дорожного движения построена на штрафах, исправительных работах, лишении прав или уголовных наказаниях. Однако это не мешает им нарушать вновь. Во многих странах Европы, например в Германии или Финляндии, повторных нарушителей направляют на реабилитацию к дорожному психологу. В России это направление психологии только начинает развиваться. О том, как дорожные психологи могут помочь сократить количество ДТП, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления Московского государственного психолого-педагогического университета Татьяна Кочетова.

Что такое психология дорожного движения?

Психология дорожного движения — это направление психологии, изучающее взаимодействие участников дорожного движения: автомобилистов, пешеходов, велосипедистов, а также людей с ограниченными возможностями здоровья. Проще говоря, психология дорожного движения изучает поведение человека в дорожно-транспортной среде, где есть свои особенности, строгие правила и инженерные решения: например, дорожная разметка, организация развязки или даже элементы дизайна дороги могут повлиять на восприятие и внимание как водителей, так и пешеходов.

Поэтому одно из направлений психологии дорожного движения — это психологические решения для проектирования оптимальной и удобной для всех ее участников дорожной среды.

Когда зародилась психология дорожного движения?

Впервые о психологии дорожного движения заговорили в начале XX века. Автомобилей стало больше, соответственно, стали чаще возникать непредвиденные ситуации на дорогах: машины наезжали на людей, врезались друг в друга и так далее. Но более широкий интерес к этой сфере как к науке в европейских странах возник позже. Такие понятия, как «дорожная психология» и «психология дорожного движения», стали использоваться в 1970-х годах. Один из самых значимых трудов в этой области — книга немецкого исследователя Дитера Клебельсберга, появившаяся в 1989 году. Дословно ее название с немецкого переводится как «Психология передвижения». У нас же, тогда еще в СССР, перевели как «Транспортная психология». И так вплоть до начала 2010-х годов существовало только одно направление — транспортная психология.

Когда я заинтересовалась этим вопросом и начала собирать информацию, оказалось, что то, что у нас понималось долгое время под транспортной психологией, является психологией дорожного движения. Затем я начала ездить на конференции и семинары за границу, познакомилась там с дорожными психологами, которые объяснили мне, в чем же разница между транспортной психологией и психологией дорожного движения.

Объясню, в чем разница. Дорожное движение — это совокупность общественных отношений, которые возникают, когда люди передвигаются по дороге: перевозят грузы или перемещаются сами. Так вот, в психологии делается акцент на взаимодействии участников трафика — не только водителей, но и пешеходов, велосипедистов. А транспортная психология сосредоточена только на ситуациях, связанных с управлением средством передвижения.

Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт, чтобы прочитать полный текст.
Это бесплатно.
Войти через
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь