1. Главная /
  2. Разум /
  3. Как правильно запоминать: данные из когнитивной психологии и нейробиологии

Как правильно запоминать: данные из когнитивной психологии и нейробиологии

Разум | 14 декабря 2017

Чтобы что-то запомнить, нужно это повторить несколько раз. Простая вроде бы идея, но есть неочевидные моменты. Например, сколько раз повторить и через какое время, чтобы эффект был лучше. Давно известно, что массированный тренинг, когда много раз и за короткий промежуток времени выполняешь/читаешь/разглядываешь нужную информацию, уступает разделенному во времени повторению (spaced learning). И эта закономерность найдена в вербальном, пространственном и двигательном обучении у людей, в экспериментах с другими приматами, у грызунов и даже у беспозвоночных. В общем, что-то почти фундаментальное. Принцип примерно такой: лучше два раза повторить с интервалом в час, чем много раз за 20 минут.

В когнитивной психологии есть несколько гипотез, почему так происходит. Во-первых, при разнесенном во времени тренинге, скорее всего, меняется контекст: где зубришь, с кем, в какое время дня и так далее. Если упрощенно, это делает следы памяти более доступными. То есть запомненное легче вспоминается, так как ассоциативно связано с разными ситуациями. Во-вторых, при массированном тренинге новая информация не успевает пройти полный цикл запоминание-храние-извлечение, а циклится на первом этапе. Хранение и извлечение не тренируются, а потому подводят в самый нужный момент. В-третьих, когда вам много раз что-то втолковывают, вы перестаете обращать на это внимание. И при частом повторении происходит то же самое: адаптация к сенсорным сигналам, чтоб не надоедали уже. И, в-четвертых, возможно, существует огнеупорный период после первого запоминания, когда дополнительные повторения просто не эффективны из-за молекулярных механизмов.

Данные из молекулярной нейробиологии поддерживают четвертую гипотезу (хотя остальные тоже могут работать, они не противоречат друг другу). Например, в экспериментах с грызунами крысы лучше обучались при повторение стимула через 60 минут. А в гиппокампе у них нашли больше признаков нейропластичности. К примеру, масштабнее перестройку и укрупнение дендритных шипиков. Шипики перестраивались в течение 60 минут, поэтому второе предъявление стимула запустило процесс по новой. Ну и усилило его, что не сделал массированный тренинг.

Динамика факторов транскрипции в клетках тоже говорит об огнеупорном периоде, но уже другой длительности. Длительная долговременная потенциация требует экспрессии белков, которые перестраивают клетку. Есть данные, что фактор CREB, регулирующий транскрипцию в том числе нейротрофических генов, достигает пика через 12 часов после обучения. Возможно, повторение через 12 часов тоже очень эффективно. Что в целом соответствует другой закономерности: длинные интервалы между обучением улучшают долгое хранение информации.

Запоминание - комплексный молекулярный процесс, и каждый компонент идет в своем темпе. Можно предположить, что для улучшения разных механизмов нужны разные интервалы. Недавно, к примеру, проверяли, какой из протоколов повторения лучший. Оказалось, что нерегулярный, с рваными интервалами.

Лучший тот, что красный

Лучший тот, что красный

Прояснить молекулярные основы spaced learning важно не только, чтобы легче стихотворения в школе учить, но и в клинической практике. Эти данные можно будет совместить с медикаментозным лечением при нейродегенеративных заболеваниях или применять в лечении расстройств настроения (угасание тревожных следов памяти). Но и умнее стать тоже можно.

Данная статья была опубликована в блоге «Без Фрейда, к сожалению», 24.11.17.

Источник: Paul Smolen, Yill Zhang & John H.Byne. The right time to learn: mechanisms and optimization of spaced learning. Nature Reviews Neuroscience 17, 77–88 (2016)