Есть один (весьма крупный) научный паблик. Несмотря на частую критику сомнительной ценности их постов, он является частью Naked Science — реально хорошего проекта, некоторые статьи которого вы можете прочитать и найти у нас на сайте. Копирайтинг ван-лав.
В чем соль истории? По факту из-за не особо внимательного администратора, ВНЕЗАПНО, более 500 тысяч человек узнали, что «Гомеопатия все же не лженаука».
Казалось бы, ничего страшного, можно просто выпустить опровержение и подтвердить невнимательность администратора проекта. Все мы люди — все допускают ошибки. Но создатели этой страницы решили «играть по крупному» и обвинили в своей-же ошибке саму социальную сеть ВКонтакте:
Основной посыл заключается в том, что рекламу проекту не предложили на официальной бирже, а «подкинули». После чего уже на самом сайте проекта появилась статья, переводящая довольно стандартную штатную ошибку модератора в кардинально новую плоскость.
Заметим, что изначально в статье есть комментарий самого администратора паблика, который, по собственному заявлению, по привычке, не глядя, всегда подтверждал пять первых объявлений, предложенных рекламной биржей ВКонтакте. То есть буквально, не глядя. В будни им приходят десятки заявок, из которых они принимают первые пять. В случае, если заявка с рекламой гомеопатии не была бы принята и одобрена, то ничто не гарантирует то, что администратор не одобрил бы другую рекламу — противовирусных препаратов, хиропрактики, иридодиагностики и любой другой недоказанной научным сообществом медицинской или любой другой практики. Но это и есть то слабое место, куда и нужно бить, чтобы выиграть спор.
Да уж, это и правда слабое место... Администрация социальной сети ВКонтакте дали развернутый комментарий по поводу необоснованных претензий в их адрес:
Действительно.
За 30 тысяч рублей дохода в день прочитать пять рекламных постов перед публикацией — это действительно сложно. Простите за иронию. Но это 900 тысяч рублей в месяц. Крупнейший научно-познавательный паблик ВКонтакте. Причём, как видим, с не слишком большим вниманием к рекламируемым продуктам.
Однако ситуацию нельзя назвать до конца однозначной.
«ВКонтакте» сейчас тестирует новый формат рекламы, где администраторы сообществ вообще не будут участвовать в вопросе, что размещать, а что нет. То есть в последующем рекламу о гомеопатии вполне можно будет увидеть и между записями пабликов Naked Science или «ПопМех» в социальной сети «ВКонтакте». Это недопустимо. — Вот комментарий издателя Naked Science Руслана Зораба.
Но можно ли обвинять ВКонтакте за соблюдение закона? На данный момент реклама гомеопатии абсолютно законна. И самое главное — если это никогда не было запрещено, то при чём здесь слово «разрешила»?
«Вопреки РАН» — тоже ложь. К сожалению, борьба с гомеопатией обернулась для многих авторов петиции очень плохо. В самой РАН гомеопаты успешно заседают, существует даже «гомеопатическое лобби», о чем я рассказывал в выпуске про гомеопатическое пиво. Посмотрите: пока что он, к сожалению, набрал меньше просмотров, чем грамотный рекламный пост гомеопатов. Как говорят гомеопаты: In vino veritas, in aqua sanitas.
Истина — в вине, здоровье — в воде. — В переводе с лат.
На телевидении в прайм-тайм вы можете увидеть не только абсолютно гомеопатических, но и маскирующихся под реальные лекарственные средства (Эргоферон, например) препаратов, поясов для суставов «Алмаг», «Турбо Слим ночного» и прочей, как все мы знаем, жести. Но! Даже там есть место и критике этой самой гомеопатии, причем, в прайм-тайм.
Ни ВКонтакте, ни YouTube не заблокировали и вряд ли будут блокировать мой или ролик TrashSmash. А о полной бесполезности гомеопатии. Но надо быть готовыми к одному — времена меняются, а интернет уже «не тот». Ещё немного, и его захлестнет реклама всей этой жести из телевизора.
Есть ли выход? Да, и он очень прост: администрация «научных» и «просветительских» пабликов должна хотя бы читать то, что публикует. Получается у них? Нет.
Выходов из этой ситуации много, но идеальный, на мой взгляд, один: делать то, за качество и эффективность чего вы можете ответить своей головой. Без криков, истерик и обвинения рекламных площадок в том, что кто-то даже не читает публикуемую рекламу.
Так делаем мы — выпускаем продукцию, об эффективности которой я говорил намного раньше, чем появился даже первый макет этикетки. А рекламы ни ВКонтакте, ни на сайте проекта у нас нет вообще. А все потому, что на чтение рекламных постов у нас тоже нет времени. Надо делать рыбий жир.
P.S.
Похожая ситуация уже была с проектом с Движением Брайтс «The Brights». Блокировка нашего сайта и цензура научных публикаций и переводов. Смотрите. Наука не бывает простой.