1. Главная /
  2. Наука /
  3. Гендерные стереотипы в научной среде. Как от них избавиться

Гендерные стереотипы в научной среде. Как от них избавиться

Наука | 28 июля 2018

Попросите ребёнка нарисовать ученого, и вы, вероятно, получите мужчину в лабораторном халате

Автор: Дэвид Миллер, Ph.D

Перевод: Максим Петраков

Источник: https://theconversation.com/most-people-think-man-when-they-think-scientist-how-can-we-kill-the-stereotype-42393

Дети учатся ассоциировать науку с мужчинами ещё в раннем возрасте. Более 40 лет назад, менее 1% процента младшеклассников, учащихся в американских и канадских школах, рисовали женщину, когда их просили нарисовать ученого. Мое последнее исследование, опубликованное в Journal of Educational Psychology, показывает, что этот гендерный стереотип сохраняется по сей день во всем мире.

Используя данные примерно 350 000 человек из 66 стран, мои коллеги и я обнаружили, что эти стереотипы превалируют даже в предположительно гендерно-равноправных странах, вроде Норвегии и Швеции. Эти стереотипы имеют значение, потому что они могут быть причиной «комментариев, недооценивающих женщин-ученых» и «предвзятости при приеме на работу», которые в «некоторых случаях» идут на пользу мужчинам.

Определить степень проблемы — это одно дело. Другой вопрос является в изучении, как менять эти убеждение, чтобы они отображали разнообразие текущих ученых — и детей обоих полов, кто мечтает вырасти и присоединиться к ним.

Больше женщин — слабее стереотип

Хорошие новости в том, что гендерные стереотипы были слабее в странах, где было больше женщин в науке. Страны с преобладанием женщин в науке, например, имели более слабые гендерные стереотипы на обоих «эксплицитных» и «имплицитных» показателях.

Скриншот из Имплицитного Ассоциативного Теста. Большинство испытуемых имплицитно ассоциируют науку с мужчинами, и поэтому могут классифицировать слова быстрее, когда слово «наука» находится в паре с мужчиной, а не с женщиной. Эти более быстрые ответные реакции, как предполагается, отражают имплицитные стереотипы, которые имеют тенденцию быть более автоматическими и менее осознаваемыми, чем эксплицитные стереотипы

Для эксплицитных показателей люди оценивали, насколько они ассоциировали науку с мужчинами или женщинами. Для имплицитных показателей компьютерная программа оценивала, насколько быстро люди ассоциировали наукообразные слова, такие как «математика» и «физика» со словами мужского рода («мальчик» и «мужчина»).

Мой вэб-сайт имеет интерактивную таблицу с ранжированием всех стран. Например, в столбце «имплицитные стереотипы» США находится посередине на 38 месте из 66 стран. Британия теснится рядом под номером 33, в то время как Австралия располагается под номером 28, что означает, что имплицитный стереотип, ассоциирующий науку с мужчинами, выражен там сильнее.

Из всех 66 стран Голландия имела самые устойчивые эксплицитные стереотипы и находилась на втором месте по имплицитным стереотипам. Например, на 89% больше голландцев имплицитно ассоциировали науку с мужчинами, чем с женщинами.

Саймон Буйтендейк, проректор в Лейденском университете в Голландии и специалист по гендерному равноправию, сказала мне, что она не удивлена, но, несмотря на это, глубоко обеспокоена. «Это очень важная часть голландской культуры — видеть, прежде всего, мужчин как кормильцев, а женщин — как воспитательниц», — сказала она.

Устойчивые голландские стереотипы отражают там мужское доминирование в науке. Например, голландские мужчины численно превосходят голландских женщин примерно в соотношении 4:1 среди научных специалистов. «Понадобятся согласованные усилия со стороны правительства, финансирующих учреждений и руководителей университетов, чтобы изменить ситуацию», — заявил Буйтендейк.

Больше женщин в научной среде, слабее имплицитные гендерные стереотипы. График в основном отражает данные за 2000-2008 гг.

Эти данные могут давать основание полагать, что стереотипы просто отражают реальность. Однако данные рисуют более сложную картину. Люди связывают науку с мужчинами даже в таких странах, как Аргентина и Болгария, где женщины составляют примерно половину от всех научных специалистов и исследователей.

Курт Райс, глава Norway’s Committee on Gender Balance and Diversity in Research, рассказал мне, как эти международные выводы имеют отношение к «парадоксу гендерного равенства», иногда обсуждаемого в Скандинавии.

C одной стороны, Скандинавские страны имеют малое гендерное различие в доле участия работающих. «Но мы имеем колоссальное разделение по половому признаку в профессиях», — сказал он.

Развеивание стереотипов или — укрепление?

Освещение примеров женщин-ученых могли бы помочь ослабить эти широко распространенные стереотипы. Например, в Норвегии, Райс планирует продвигать инициативы, которые повысят освещенность ученых женщин-профессоров через его предстоящую роль как Президента Университетского колледжа Осло и Акерсхуса.

Однако эмпирические данные говорят о том, что женщины-профессоры чаще имеют ограниченное влияние на студентов из-за гендерных стереотипов. «Простого включения математического курса в колледже от женщины-преподавателя обычно недостаточно, чтобы изменить стереотипы», — заметила моя соавтор Алиса Игли, профессор психологии в Северо-Западном Университете.

Согласно одному исследованию, включение химических и инженерных дисциплин от преподавателя-женщины, в сравнении преподавателями-мужчинами, может только укрепить гендерные стереотипы, если студенты не будут идентифицировать их с преподавателями.

Связанное исследование показывает, что отношения и послания, которые учителя передают, могут быть более важными составляющими, чем гендерная принадлежность преподавателя. В одном исследовании, например, детсадовские девочки подтверждали это, если их учительница была заинтересована математикой.

При более оптимистичном варианте преподаватели могут помочь ослабить стереотипы путём привлечения студентов к анализу разнообразных примеров женщин-ученых, утверждает Марция Линн, второй соавтор моего исследования и профессор когнитивных наук Калифорнийского университета в Беркли. «Студенты пересматривают тех, кто занимается наукой, когда они могут сравнить примеры женщин-ученых и поразмышлять над своими убеждениями», — сказала она.

Интегрирование историй об учёных на учебных занятиях могут тоже иметь некоторые преимущества. В одном эксперименте, например, изучали, как учёные вкладывали все силы в свои исследования, это увеличило понимание содержания и интереса студентов к науке.

Видеть женщин-коллег в науке также может помочь ослабить стереотип. Эксплицитные гендерные стереотипы, например, слабее среди студентов в более гендерно-сбалансированных специализаций, например, в биологии, чем в физике, где преобладают мужчины, согласно новому исследованию, опубликованному в Frontiers in Psychology. Однако данные по коллегам также сложные. Например, имплицитные гендерные стереотипы примерно одинаковы среди биологических и физических специализаций.

Эти исследования отражают, как стойкие гендерные стереотипы соотносятся с греческим корнем «стерео», означающий «прочный, твёрдый». Наши кросс-национальные результаты, тем не менее, говорят с оптимизмом, что стереотипы можно изменить, когда люди будут видеть больше женщин в науке. Но изменение культурных убеждений — медленный процесс.

Чтобы ускорить культурные изменения, мы должны пойти дальше возвещения примера одной женщины-ученого вроде Марии Кюри. Нам даже нужно отойти от создания списков опытных женщин-ученых, и вместо этого интегрировать эти примеры в разнообразные культурные сообщения. Совсем недавно, Disney Junior объявили, что будут работать с Google и NASA, чтобы создать телевизионных персонажей обоих полов: маленьких мальчиков и девочек, заинтересованных в кодинге и космических науках.

Я приветствую такие усилия, но необходимо сделать еще больше для интеграции женщин-ученых в другие культурные продукты, такие как новостные статьи, фильмы и учебники. Это нужно для того, чтобы не рассматривать женщин-ученых как необычное явление.