Переводчик: Татьяна Архарова
Источник: https://theconversation.com/france-forgets-own-golden-age-of-medical-marijuana-122584
Прошлым летом французское Национальное агентство по безопасности и контролю за лекарствами (Agence Nationale de Sécurité du Médicament, далее — ANSM) организовало несколько исследований медицинской марихуаны, которая запрещена во Франции с 1953 года.
Многие положительно отнеслись к этому шагу, который в первую очередь ориентирован на общественное здравоохранение и регулирование употребления каннабиса. ANSM также высоко оценило исследование за «новизну данных об эффективности и безопасности каннабиса для медицинских целей».
Не в первый раз в истории французской медицины предпринимаются усилия по получению научных данных о применении каннабиса.
«Вещество, которое нельзя не использовать»
Во время изучения каннабиса в истории Франции было обнаружено, что в середине 19-го века Париж был центром движения за использование гашиша в медицинских целях.
Многие фармацевты и врачи, работавшие тогда во Франции, полагали, что гашиш — это опасный и экзотический интоксикант с Востока (арабо-мусульманского мира), который можно сделать безопасным и полезным и использовать для лечения самых страшных болезней эпохи.
Начиная с конца 1830-х годов из гашиша изготавливались леденцы, настойки, его добавляли в алкоголь и делали из него даже «медицинские сигареты» от астмы. В 1840-х и 1850-х годах десятки французских фармацевтов писали диссертации, монографии и статьи о пользе гашиша.
Французский эпидемиолог Луи-Реми Обер-Рош опубликовал в 1840 году монографию, в котором он утверждал, что гашиш, употребляемый в виде продукта под названием «давамеск» с кофе, успешно излечил чуму у 7 из 11 пациентов, которых он лечил в больницах Александрии и Каира во время эпидемия 1834-35 гг. Обер-Рош, как и большинство врачей того времени, считал, что чума — это заболевание центральной нервной системы, передающееся людям через «миазмы» или плохой воздух в грязных и плохо проветренных местах.
Обер-Рош полагал, что гашиш возбуждал ЦНС, и это помогало бороться с последствиям чумы. «Чума, — писал он, — это нервная болезнь. Гашиш —вещество, которое действует на нервную систему, и его применение даёт хорошие результаты. Поэтому я считаю, что этот препарат нельзя не использовать».
Марихуановое безумие
Врач Жак-Жозеф Моро де Тур, организатор печально известного клуба гашишистов в Париже в 1840-х годах, назвал давамеск гомеопатическим чудодейственным лекарством для лечения психических заболеваний. Моро считал, что безумие было вызвано поражением мозга, а гашиш помогал его лечить. Моро сообщил в своей работе 1845 года «Du Hachisch et l'aliénation mentale», что в период с 1840 по 1843 год он вылечил семь пациентов, страдающих психическими расстройствами с помощью гашиша. Сегодня лекарства на основе каннабиса назначают при депрессии, тревоге, ПТСР и биполярных расстройствах.
Несмотря на небольшой размер выборки, врачи из США, Великобритании, Германии и Италии положительно отозвались о работе Моро. Один врач отметил, что это «очень важное открытие для цивилизованного мира».
Сбор конопли на берегу Рейна. Париж, 1860
Хотя врачи во Франции и за рубежом рекламировали давамеск как чудодейственное лекарство, они также жаловались на невозможность стандартизировать дозы из-за различий в эффективности. Также была проблема с тем, что давамеск, который экспортировался из Северной Африки, часто имел примеси других психоактивных растений.
В начале 1830-х годов несколько врачей и фармацевтов в Британской империи попытались решить эти проблемы, растворив гашиш в спирте, чтобы получить настойку. К середине десятилетия французские врачи последовали примеру и были разработаны настойки гашиша для французов. Один аптекарь в Париже, Эдмон де Куртив, назвал это «Hachischine» в честь известных убийц, часто ассоциирующихся с гашишем во французской культуре.
Популярность настойки гашиша быстро росла во Франции в конце 1840-х годов, достигнув своего пика в 1848 году. Затем фармацевт Джозеф-Бернард Гастинель и вышеупомянутый де Куртив вступили в судебную борьбу за патент настойки, изготовленной по определенному методу дистилляции. «L'Affaire Gastinel», как ее называли в прессе, вызвал бурю негодования во французских медицинских кругах.
Чтобы защитить свой патент, Гастинель направил двух своих коллег для обсуждения этого дела в Медицинской академии в октябре 1848 года. Один из них, врач по имени Виллемин, заявил, что Гастинель не только разработал данный метод дистилляции настойки, но и что его настойка вылечила холеру.
Хотя Виллемин не смог убедить Академию в том, что это разработка Гастинеля, он убедил врачей в Париже принять эту настойку в качестве средства против холеры.
Долго ждать не пришлось. Эпидемия холеры разразилась на окраине города всего несколько месяцев спустя. Но когда настойка не вылечила почти 7000 парижан, врачи потеряли веру в чудо-лекарство. В последующие десятилетия настойка обрела дурную славу, так как были открыты микробы и появилось новое понимание эпидемических заболеваний и их лечения. Во французском Алжире тем временем врачи часто отмечали проблемы, связанные с использованием гашиша. Объявленный как чудодейственное лекарство всего несколько десятилетий назад, к концу 19-го века препарат был переименован в «восточный яд».
Марихуана в наши дни
Конопляное поле возле Тулузы
В настоящее время многие врачи, люди из сферы здравоохранения и политики работают над возвращением лекарств на основе каннабиса на французский рынок.
В первую очередь необходимо, чтобы каннабис не ассоциировался с Востоком и мусульманами. Как проницательно заметила ученая Дороти Робертс в своем выступлении на TED в 2015 году, «медицина, которая ассоциируется с какой-то расой — это крайне плохо и ненаучно».
Врачи и пациенты должны иметь реальные ожидания в отношении пользы медицинского каннабиса, а не ждать чуда, как это было с гашишем во время вспышки холеры в 1848-49 гг.
Если бы Франция занялась своим колониальным прошлым, реформировала свою запрещающую политику и продолжала открывать юридическое пространство для медицинских испытаний каннабиса, возможно, она снова могла бы стать мировым лидером в этом направлении исследований.