Исследование, в котором участники использовали фактор защиты от солнца SPF 15 в течение недели отдых на Тенерифе, показывает, что производство витамина D не блокируется при правильном использовании солнцезащитного крема.
Исследование, опубликованное на этой неделе в Британском журнале дерматологии (BJD), также показало, что солнцезащитные кремы с высокой защитой от ультрафиолета (UVA) по сравнению с солнцезащитными средствами с низкой защитой от UVA фактически способствуют синтезу витамина D. Авторы отмечают, что этот эффект, скорее всего, связан с более высокой пропускной способностью УФB в солнцезащитных кремах с высоким фактором защиты от УФA (УФB генерирует витамин D).
Еще два исследования, недавно опубликованные в том же журнале, подтверждают эти выводы. Один представляет собой систематический обзор 75 статей , а другой - дальнейший обзор, основанный на выводах международной группы экспертов, которые рассмотрели научную литературу по витамину D и защите от солнца. Последний пришел к выводу, что использование солнцезащитного крема вряд ли повлияет на выработку витамина D и что защита от UVA не влияет на синтез витамина D.
Энтони Янг, доктор философии, заслуженный профессор экспериментальной фотобиологии в Королевском колледже Лондона (KCL), был ведущим автором исследования на Тенерифе. «Солнечный свет является основным источником витамина D, а солнцезащитные кремы могут предотвращать солнечные ожоги и рак кожи, но существует большая неопределенность относительно воздействия солнцезащитных кремов на выработку витамина D», - пояснил он, добавив, что это исследование во время идеальной погоды на Тенерифе показало, что солнцезащитные кремы, даже при оптимальном использовании для предотвращения солнечных ожогов, обеспечивают отличный синтез витамина D».
Солнцезащитный крем с высоким уровнем защиты от УФA имеет более низкую защиту от УФB, но стимулирует выработку витамина D.
Около 80% витамина D вырабатывается под воздействием солнечных лучей, при этом УФB инициирует кожный синтез витамина D3. Витамин D имеет важное значение для прочности скелета и связан со многими другими преимуществами для здоровья, но солнечное ультрафиолетовое излучение отвечает за рост заболеваемости меланомой, базально-клеточным раком и плоскоклеточным раком, особенно у людей с бледной кожей.
Тем не менее, были получены противоречивые результаты относительно роли солнцезащитных средств в воздействии на выработку витамина D, при этом разные исследования пришли к разным выводам. Лабораторные исследования подтверждают теоретический риск того, что использование солнцезащитного крема может повлиять на уровень витамина D, но в этих исследованиях использовались источники ультрафиолетового излучения, которые сильно отличались от солнечного ультрафиолетового излучения.
В свете этого исследование имело целью оценить способность двух солнцезащитных кремов ингибировать синтез D3 во время недельного солнечного отпуска на Тенерифе и сравнить эти солнцезащитные кремы при оптимальном использовании с типичным солнцезащитным кремом.
Препарат с SPF 15 и высокой защитой от УФA обеспечивает лучший синтез витамина D, чем продукт с низкой защитой от УФA, потому что первый обеспечивает более восприимчивость к УФB. «Ожидается, что это окажет благотворное влияние на синтез витамина D», - пишут авторы.
В исследовании Янга и его коллег 40 здоровых участников из Польши были случайным образом распределены в равных количествах по двум группам, каждая из которых использовала разные составы с SPF15 во время недельного отпуска на Тенерифе (средняя температура 28 °). Коэффициент защиты от УФA был низким в одном случае и высоким в другом - SPF с высоким УФA имел более низкую защиту от УФB. Все участники были здоровыми взрослыми без каких-либо кожных заболеваний или историй приема витамина D, а также никогда не были в солярии.
Участники были проинструктированы о правильном применении солнцезащитного крема. «Норматив определяют толщину нанесения 2 мг/см^2 кожи, однако люди, как правило, наносят гораздо меньше, например 0,8 мг/см^2, что снижает SPF. Люди часто наносят кремы пятнами, пропуская участки открытой кожи», - отметил Энтони Янг.
Сравнения были также сделаны с типичным использованием солнцезащитного крема у 22 участников, которые никоим образом не были проинструктированы о том, как применять их собственный солнцезащитный крем, на Тенерифе, и другой группе из 17 человек, которая осталась в Польше. Было измерено использование солнцезащитного крема в группах вмешательства, а также воздействие УФ через носимое на запястье устройство, чехол для одежды и солнечные ожоги. Анализы крови до и после отпуска обеспечили измерения сыворотки 25 (ОН) D3. Первичной конечной точкой было изменение в уровне 25 (OH) D3.
Группы в Тенерифе показали увеличение уровней D3.
Увеличение витамина D у всех участников группы в Тенерифе было статистически значимым (P <0,001), в то время как в группе, которая осталась в Польше, было небольшое снижение уровня витамина D.
«Солнцезащитный крем широкого спектра позволил немного увеличить уровень UVB и, как и следовало ожидать, улучшил синтез витамина D. Наибольшее увеличение витамина D наблюдалось в группе, которая использовала солнцезащитный крем как обычно, но в этой группе наблюдался высокий уровень ежедневных солнечных ожогов на пяти открытых участках тела по сравнению с группами вмешательства (P <0,001)», — сообщил Энтони Янг.
Никаких различий в появлении солнечных ожогов между группами, использующими солнцезащитный крем, не наблюдалось. (P> 0,3). «В группах с солнцезащитным кремом не было солнечных ожогов, но у обоих было значительное повышение уровня витамина D (P <0,001), причем солнцезащитный крем широкого спектра имел значительно большее увеличение, чем солнцезащитный крем с низким фактором защиты от UVA», - добавил исследователь. В группе с высоким фактором защиты от УФA наблюдалось увеличение витамина D на 19,0 ± 14,2 нмоль L – 1 25 (OH) D3, в то время как в группе с низким фактором защиты от UVA наблюдалось увеличение на 13,0 ± 11,4 нмоль L – 1 25 (OH) D3.
Отвечая на вопрос, могут ли результаты исследования применяться к использованию солнцезащитных кремов с высоким SPF, Энтони Янг ответил: «Волонтеры в нашем исследовании были проинструктированы, как правильно использовать солнцезащитный крем, чтобы уровень защиты достигал SPF 15. Как правило, люди используют гораздо меньше солнцезащитного крема, чем использовали для тестирования SPF, поэтому что кто-то, использующий, скажем, SPF 50 обычным способом, получит SPF только около 15», - сказал он, добавив, что результаты применимы к типичному использованию солнцезащитного крема, но могут не применяться, если достигается более высокий уровень SPF. В этих условиях я бы ожидал гораздо меньше производства витамина D ".
Систематический обзор 75 исследований
Систематический обзор, который был проведен исследователями из Медицинского исследовательского института QIMR Berghofer, Австралия, и Австралийского национального университета, охватывал все опубликованные экспериментальные исследования, полевые испытания и обсервационные исследования, опубликованные в период с 1970 по 2017 годы, всего 75 исследований. Лабораторные исследования с использованием искусственных источников света подтвердили теоретический риск того, что использование солнцезащитного крема может повлиять на выработку витамина D, однако реальные данные полевых испытаний и наблюдательных исследований, связанных с естественным солнечным светом, позволяют предположить, что этот риск является низким.
Размышляя об общей обеспокоенности тем, что использование солнцезащитного крема может увеличить риск дефицита витамина D, ведущий автор обзора Рэйчел Нил, доктор философии из Медицинского исследовательского института QIMR Berghofer, сказал: «Это может подорвать мнение о защите от солнца, которые направлены на предотвращение рака кожи.Опрос 2015 года, проведенный в США, показал, что 20% людей согласились с тем, что регулярная защита кожи ведет к риску недостатка витамина D. Эти недавние результаты должны уменьшить эту обеспокоенность и побудить людей придерживаться рекомендуемого применения солнцезащитного крема, что в конечном итоге может привести к снижению числа новых случаев рака кожи».
Наконец, третье исследование было проведено международной группой из 13 экспертов в области эндокринологии, дерматологии, фотобиологии, эпидемиологии и биологической антропологии. Обзор проводился Тьерри Пассероном, доктором наук, Университет Лазурного берега, Ницца, Франция. Эксперты рассмотрели научную литературу по витамину D и защите от солнца перед совещанием по рассмотрению фактических данных. Они пришли к выводу, что использование солнцезащитного крема вряд ли повлияет на выработку витамина D и что защита от UVA не влияет на синтез витамина D.
Исследования были опубликованы одновременно с Неделей осведомленности Британской ассоциации дерматологов (BAD) (6-12 мая). Холли Барбер, специалист по коммуникациям BAD, прокомментировала общие результаты исследования. Она приветствовала результаты, но добавила, что: «Требуются дальнейшие исследования солнцезащитного крема SPF 30 и выше, поскольку именно это мы и рекомендуем людям использовать для оптимальной защиты в реальных ситуациях. Люди с темной кожей имеют повышенный риск дефицита витамина D и меньший риск развития рака кожи, поэтому необходимы дальнейшие исследования, чтобы увидеть, как эти результаты будут относиться к людям с темной кожей».