1. Главная /
  2. Разум /
  3. Как альтруизм упрощает обман и воровство

Как альтруизм упрощает обман и воровство

Разум | 1 декабря 2017

«Все врут», — лаконично говорил доктор Хаус в одноименном сериале и неустанно доказывал это делом. Мы действительно склонны приукрашивать или скрывать, а мелкое воровство или обман предпочитаем просто не замечать, ловко закрывая на него глаза и продолжая считать себя уважаемыми членами общества. 

Редкий человек начнет считать себя злодеем, унося домой пару карандашей из офиса или разок зачерпнув кофе из банки заболевшего соседа. Всем этим шалостям находятся удобные и необидные объяснения. При этом мы воображаем настоящих преступников как людей, четко взвешивающих возможную выгоду и наказание за преступление, а затем играющих в опасную игру, которая принесет им доход.

Такая модель даже была описана американским экономистом Гэри Бэккеромв эссе «Преступление и наказание. Экономический подход» и получила название «теория рационального выбора». Однако (как это часто бывает) быстро выяснилось, что теория сильно расходится с делом.

Первый мощный удар по идеальной картинке был нанесен работами Даниэла Канемана, который экспериментально доказал, что человек часто совершает различные выборы в своей жизни совершенно иррационально и даже в ущерб себе. Это происходит из-за искажений восприятия, социального давления и многих других факторов, которые вносят в жизнь изрядное количество хаоса, а также мешают принимать оптимальные решения. 

Дэн Ариэли, специалист по поведенческой экономике и преподаватель в университете Дьюка, решил развить эти положения и провел серию экспериментов со студентами, чтобы понять, как именно человек принимает решения о том, смошенничать ему или сказать правду. Результаты экспериментов Ариэли опубликовал в книге «Вся правда о неправде», и они вполне могут вас удивить.

Редкий человек может устоять перед соблазном

Образ преступника — это образ отщепенца в татуировках или профессиональной акулы бизнеса, которая пойдет на все ради прибыли. Однако опыты Ариэли показывают, что по большей части воруют обыкновенные граждане, которые просто не могут устоять перед соблазном взять чужое.

В книге присутствует замечательная история Дэна Вайса о пенсионерах-добровольцах, которые работали продавцами в сувенирных магазинах центра искусств и любили музыку и театр. В магазинах не было кассовых аппаратов, деньги просто складывались продавцами в коробки, и торговля шла на ура. Проблема была в том, что из 400 000 долларов в год постоянно пропадало около 150 000 долларов. Сначала подозрения пали на одного молодого сотрудника, но расследование выявило, что он похищал лишь 60 долларов из своих коробок. В итоге центр искусств попросил продавцов записывать каждую покупку — и пропажа денег сразу прекратилась. Оказывается, ворами были милые старики и старушки, пришедшие совершить доброе дело.

В дальнейших экспериментах Ариэли эта картина подтвердилась — лишь единицы крадут большие суммы, однако очень многие приворовывают понемногу, когда уверены, что никто их не увидит. Общие убытки от такого мошенничества могут быть крайне существенными.

В дальнейших экспериментах Ариэли эта картина подтвердилась — среди людей единицы крадут большие суммы, однако очень многие приворовывают понемногу, когда имеют возможность и уверены, что никто их не увидит. Общие убытки от такого мошенничества могут быть крайне существенными.

Чтобы подтвердить эту картину, Ариэли организовал эксперимент с решением матриц среди своих студентов. Он разделил их на две группы, затем вручил каждой по 20 математических матриц, для которых нужно было найти решения за пять минут. За правильные решения выдавалась денежная награда. Однако первая группа должна была честно сдать листки с решенной задачей и получить деньги, а другой нужно было запихнуть листок в шредер после окончания задачи, подойти к экспериментатору и сказать, сколько матриц он решил. 

Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт, чтобы прочитать полный текст.
Это бесплатно.
Войти через
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь