1. Главная /
  2. Разум /
  3. Человек неразумный: почему мы не умеем тратить деньги?

Человек неразумный: почему мы не умеем тратить деньги?

Разум | 1 декабря 2017

Появление поведенческой экономики во многом обязано именам таких учёных, как Даниел Канеман и Амос Тверски. Долгое время считалось, что экономический субъект (человек) — это рациональное существо, стремящееся максимизировать свою выгоду. На деле всё оказалось не так. К экономистам пришли психологи и сказали, что человек ведёт себя рационально гораздо реже, чем нам хотелось бы. Человек совершает множество необдуманных, импульсивных поступков, его мнение зависит от толпы, настроения и многих других внешних и внутренних факторов.

Кадр из мультсериала «The Simpsons»

(источник: simpsonsworld.com)

Свои теории учёные подтверждают экспериментами, которые моделируют наше реальное экономическое поведение. В лабораторных условиях проверяют различные концепции и правила. Познакомим вас с некоторыми правилами нейроэкономики, которые вам (как экономическому субъекту) будет полезно знать. 

ГИПЕРБОЛИЧЕСКОЕ ДИСКОНТИРОВАНИЕ

Люди не очень ценят вещи, которые не могут получить прямо сейчас. Купить один сырный багет сегодня или два за ту же цену завтра? Подавляющее большинство выберет один багет, но прямо сейчас. Именно поэтому нам так сложно откладывать сбережения. Сама идея «откладывания на потом» вызывает в нас мучения, и по этой причине многие люди к пенсионному возрасту оказываются без значимых накоплений.

Чтобы «приучить» людей к сбережениям, специалисты прибегают к помощи поведенческой экономики.

Например, во время предвыборной гонки 2008 года Барак Обама привлёк экономиста Ричарда Талера к разработке пенсионной реформы, которая вошла бы в предвыборную платформу будущего президента США.

Талер предложил решить вопрос с пенсионными накоплениями так: в рамках программы «сберегай больше завтра» процент отчислений в пенсионный фонд увеличивается пропорционально росту их заработной платы. Так люди не чувствуют, что они откладывают больше, чем раньше.

Не чувствуя особой прибыли, мы не чувствуем и потерь.

Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт, чтобы прочитать полный текст.
Это бесплатно.
Войти через
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь